Традиционный подход в йоге, в основе которого лежат древние священные тексты, окутан множеством загадок. Целой жизни не хватит, чтобы изучить в полном объеме учения мудрецов. Говоря о традиционном подходе, нельзя не сказать об этапах Раджа-йоги, восьмиступенчатой Аштанга-йоги Патанджали. Ха-тха – метод раджа-йоги уравновешивает противоположные силы Ха и Тха, помогает осознать, что происходит на каждой из восьми ступеней. Почувствовать их гармонию.
Традиционный подход в хатха-йоге охватывает не только первые четыре ступени, но и распространяется на «тонкие» управляющие структуры человека.
Пратьяхара и дхарана учат концентрировать внимание и направлять его внутрь себя. Ха – на уровне личной силы воли. Тха – на уровне духа.
Дхьяна и самадхи — пассивное созерцание.
На эти четыре практики, как и на все материальное, распространяется принцип двойственности Ха и Тха. Организующая их сила материальна, хотя идет работа с тонкими материями.
Йога-сутры Патанджали говорят о семи видах Самадхи. Достижение одного из них Нирваны, Нирвикальпа-Самадхи, будет освобождением и выходом за пределы материи и двойственности. Первые же две ступени — Яма и Нияма — по-настоящему становятся возможными лишь после достижения Самадхи, но они в списке первые. Патанджали, предложил «начать с конца», тем самым заложить основу для быстрого роста, развития сознания и предостережению совершение кармических ошибок.
В современном подходе часто считают, что Хатха-йога это только начальные ступени Раджа-йоги, первые четыре ступени: яма, нияма, асана и пранаяма. Или только асана и пранаям. А иногда только асана. Основанием для этих мнений, как говорит А. Лаппа, послужила первая сутра из «Хатха-Йога-прадипики», в которой ее автор Сватмарама говорит: «Поклоняюсь Шиве, преподавшему науку Хатха-Йоги — ступени, ведущей к достижению вершин Раджа-Йоги». Современные комментаторы сделали вывод, что Хатха-йога — это просто первые уровни Раджа-йоги, а не работа сразу над всеми ступенями и силами Ха и Тха. Ха и Тха обычно связывают с напряжением и расслаблением в практике асан и также с двумя фазами дыхания — вдохом и выдохом во время пранаям.
Современная йога следуют традициям древних учений. Но неизбежно влияние науки, взглядов, менталитета. Йога – живая. Она подвержена трансформации во времени и удовлетворению запросов современных учеников. Формируются авторские стили, появляются новые варианты упражнений. Все больше и больше преподавателей йоги и йога терапевтов. Как говорил Кришнамачарья: «Точка отсчета не там где нужно учителю, а там где нужно ученику». Суть учения Кришнамачарьи в том, что не человек должен перекраивать себя под йогу, а йогические практики должны подбираться так, чтобы они подходили человеку. Это требует разнообразия методов. Мир кричит SOS. Востребовано учение аюрведы, традиционной медицинской системы, правильного образа жизни, попытки вернуться к корням, к природе, к истокам мироздания.
Современный подход – это своего рода адаптация к нынешнему миру, спасение его от гиперактивности. Гиперактивный человек выбирает более интенсивные занятия, хотя на самом деле его организм нуждается в релаксации. Поэтому Хатха-йога, иногда, представляет собой симбиоз с фитнесом. Часто занятия носят только терапевтический характер и больше тяготеют к адекватной йоге Сергея Агапкина, без углубления в чакры и тонкие оболочки. Многим неприемлемо пение мантр, чакровые учения и все, что невозможно объяснить наукой. Для таких людей ценна асана, как способ физического совершенства и они не хотят ничего искать в своём подсознании.
Кому-то близок универсальный стиль Андрея Лаппы. По традиционными воззрениями йоги человеческое существо состоит из тел, оболочек – майа кош. Поддерживая традиции Универсальный стиль ставит своей целью достижение гармонии между оболочками, собой и в окружающим миром. Практические упражнения очищающие, развивающие и преобразующие каждую из оболочек человеческого существа. Чаще используется вариант практики, сочетающий в себе элементы упражнений, влияющие на различные оболочки одновременно. Хотя в традиционном подходе есть методы воздействия на каждую оболочку отдельно.
Йоги современности вынуждены совмещать практику йоги и одновременно находиться в потоке цивилизации.
Техническое образование Шри Дешикачара, сына известного Кришнамачарьи, не стало помехой в освоении практики йоги, а наоборот, способствовало развитию его живого ума.
Один из самых выдающихся мастеров йоги современности, хранитель традиций йогической практики, основатель собственного метода – Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар. Практиковал и преподавал йогу более 75 лет. В 2004 году журнал The Time включил его в список 100 наиболее влиятельных людей мира.
Автор бестселлеров:
“Йога Дипика”,
“Прояснение Пранаямы”,
“Свет жизни – йога”,
“Йога-сутры Патанджали”
“Мой метод – йога, путь, который развивает тело и чувства, очищает ум, воспитывает разум и наполняет душу – самую сердцевину нашего существа. К сожалению, многие люди, не постигшие всей глубины йоги, видят в этом духовном пути к самореализации лишь физическую дисциплину, а практика хатха-йоги понимается ими как некая гимнастика. Но йога – нечто большее, чем физические упражнения. Она охватывает все существо человека – на клеточном, психическом, интеллектуальном и духовном уровнях”. Б.К.С. Айенгар.
Работа студентки Московского Университета Йоги
Москвитиной Наталии
Литература:
- Лекции преподавателей МУЙ
- Т.К.В. Дешикачар «Сердце йоги»
- Патанджали «Йога-сутры»
- А. Лаппа «Универсальная йога»