«В практике важен не внешний вид позы, а умение вовлекать в работу тонкое, или энергетическое, тело. Структура позы, принципы выравнивания и движения мышц играют большую роль в выполнении любой асаны. Но умение усиливать внутренние потоки энергии имеет такое же значение, как и механические аспекты практики. Конечно, энергия в теле постоянно пребывает в движении, но, осознавая энергетические потоки, вы усиливаете их».
Ганга Уайт
Чтобы научиться осознавать тонкое тело, необходимо сделать неотъемлемой частью практики концентрацию и внимание. Концентрация направляет осознанность в отдельные части тела. Внимание же позволяет осознавать все тело как единое целое. Такая практика помогает сознательно управлять энергетическими потоками и ускоряет течение энергии по нервным окончаниям, соединительным тканям и мышцам. Когда практика с концентрацией и вниманием уже освоена – можно продвигаться дальше и углублять свой опыт с помощью бандх – энергетических печатей или замков. Бандхи помогут научиться еще лучше чувствовать потоки энергии и управлять ими.
Бандха (замок) – это активация (напряжение) мышц, она служит для обеспечения притока (ТХА-бандхи) или оттока (ХА-бандхи) крови и других жидкостей организма, равно как и энергий в тонком теле. На тонком уровне бандхи помогают двигать прану (энергию), читту (сознание) через нади (каналы в тонком теле). Бандхи вовлекают в работу всевозможные соединения мышц и сочленений, а также укрепляют и стабилизируют суставы.
Ха-Бандхи – являются сдавливающими, создают тепло и увеличивают местное давление. Они толкают энергию и кровь от себя наружу, уменьшая ток крови.
Тха-Бандхи – являются расширяющими, уменьшают температуру и местное давление. Они тянут энергию и кровь внутрь, увеличивая ток крови.
В Хатха Йога Прадипике описаны только 3 основные бандхи: Джаландхара Бандха или горловой замок; Уддияна Бандха или брюшной замок; “Корневой” или Мула Бандха, также нижний замок (сокращение мышц промежности). Комбинация всех трех бандх называется Маха Бандха.
Мула Бандха. Тха-Мула-Бандха –увеличивает ток крови через нижнюю половину тела, одновременно стабилизируя и укрепляя ее. Необходимо сохранять естественное диафрагмальное дыханием, внутреннее ощущение расслабленных мышц живота, но не позволяя мышцам живота выпячиваться, это увеличит внутрибрюшное давление и стабилизирует поясничный отдел спины. Прикоснувшись к мышцам живота, можно ощутить их твердыми – это следствие того, что бандха выполняется за счет постуральных мышц. Ха-Мула-Бандха – ограничивает ток крови через нижнюю половину тела и лучше всего выполняется вовремя усиленного выдоха животом.
Уддияна Бандха. Ха-Уддияна-Бандха – ограничивает ток крови через верхнюю часть тела, и ее хорошо выполнять, когда позвоночник сдавлен или находится под сильной нагрузкой, или когда нужно использовать силу для подъема в стойку на руках, Лоласане или в любом другом упражнении, укрепляющем руки. Тха-Уддияна-Бандха (в некоторых традициях она называется Удара-бандха). Эта бандха увеличивает ток крови через верхнюю часть туловища, и безопаснее всего выполняется в тех позах, где позвоночник не сдавлен или не находится под тяжелым грузом.
Выполнение Ха-уддияны сразу вслед за Тха-уддияной (на одном цикле дыхания) в традиции кундалини-йоги Дхирендры Брахмачари называется Аджагари и является мистической техникой, способствующей пробуждению Кундалини.
Джаландхара Бандха. Ха-Джаландхара-Бандха – ограничивает ток крови через шею. Необходимо опустить голову вниз и двигать шею назад. При этом макушка тянется вверх, а подбородок вниз. Тха-Джаландхара-Бандха (в некоторых традициях – Сету-бандха). Запрокидывание головы назад. Здесь важно задействовать не только шею, а прогнуться во всем позвоночнике начиная от поясничного позвонка и развернуть плечи назад.
Не столь хорошо известными, но при этом не менее значимыми в практике йоги являются Пада Бандхи – замки ступней ног.
Стопа — это область, богатейшая нервными рецепторами и через нее можно получить доступ к любой части тела. Каждая точка стопы «отвечает» за свой орган: кончики пальцев осуществляют связь с головой, верхняя часть стопы связана с грудным и шейным отделами позвоночника, пятки — с нижней частью спины, а точки на своде стопы влияют на состояние внутренних органов.
На ступни кроме внутренних органов человека также проецируются чакры – тонкие энергетические центры, расположенные в местах нервных сплетений. В тонком теле человека присутствует семь основных чакр, каждая из которых соответствует определенной ступени развития и отвечает за раскрытие в человеке определенных духовных качеств. От состояния чакр зависит энергетический потенциал человека. Каждая чакра имеет свое название и определенное место расположения на теле человека.
Все семь чакр проецируются на ступни, разделяя их на семь условных зон. Эти чакры поддерживают связь человека с Землей и отвечают за проблемы в конкретной части человеческого тела.
Чакры и их проэкция (ПР) на стопы:
Муладхара– находится у основания позвоночника – (ПР: пятка),
Свадхистана– находится на на ширину ладони ниже пупка (ПР: нижняя часть подьема стопы),
Манипура– находится на месте солнечного сплетения (ПР: верхняя части подъема ступни),
Анахата– находится на уровне сердца (ПР: большая подушечка ступни),
Вишудха– находится на уровне яремной впадины у основания шеи (ПР: на шейке пальцев),
Аджна– находится на уровне середины лба в том месте, где скрещиваются зрительные нервы (ПР: нижняя часть подушечек пальцев),
Сахасрара– находится в верхней части головы, в области темени (ПР: верхняя часть подушечек пальцев).
Кроме семи чакр, расположенных поперек ступни (горизонтально), есть еще семь чакр, расположенных продольным образом, то есть идущих от пятки к пальцам (вертикально). Вертикальные чакры являются вторичными по отношению к горизонтальным. Между всеми чакрами одной ступни существует тесная взаимосвязь. Но если внимательно посмотреть, то можно увидеть, что большая подушечка ступни и большие пальцы ног – это место пересечения высших чакральных центров. Соответственно эти зоны должны быть максимально активными в Пада Бандхе чтобы двигать психическую и духовную энергию вверх.
Но и это еще не все. Наше тело пронизано бесчисленным количеством нади – энергетическими каналами, которые имеют очень большое значение для человека. По каналам передаётся знание и жизненная сила прана. Нади нельзя увидеть, но, если ум очищен при помощи духовной практики, их можно чувствовать и воспринимать. В йогической практике обычно используют 14 основных нади, самыми важными из которых считаются Сушумна, Ида и Пингала.
Идаизвестна и как Чандра – этот канал по природе своей женский, по нему течет эмоционально-физическая энергия. Пингалаизвестна и как Сурья(солнечная)-нади, принадлежит к мужскому началу, проводит интеллектуально-ментальную энергию. Сушумнапроходит через внутреннюю часть позвоночного столба, соприкасаясь с энергетическим завихрением каждой из чакр. С ней рядом расположены Ида и Пингала. Вместе образуя Юкта-Тривениони поднимаются спирально вверх, а затем соединяются в точке, называемой Брахма-двар (двери Брахмы).
Из остальных 11 нади мы рассмотрим лишь 4. Именно эти 4 нади связаны с стопами и большими пальцами ног, а соответственно и с Пада Бандхами.
Ганхари-нади – мановаха-нади, протягивается от точки под уголком левого глаза к большому пальцу левой ноги, переносит психическую энергию от больших пальцев ног и из нижней части тела вверх к аджня-чакре, проходит рядом с идой (позади левой симпатической цепи) и способствует ее работе.
Хастиджихва-нади – протягивается от точки под уголком правого глаза к большому пальцу левой ноги, проходит рядом с идой (напротив левой симпатической цепи) и способствует ее работе, заканчивается в правом (по другим источникам – левом) глазу;
Пуша-нади – соединяет большой палец левой ноги с правым ухом (позади правой симпатической цепи);
Яшасвини-нади (йашасвини) – протягивается от большого пальца правой ноги до левого уха (впереди правой симпатической цепи);
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что стопы – это наш основной инструмент для осознанной и энергетически наполненной практики йоги.
Пада Бандха – помогает открывать чакры стоп – пада чакры, энергетически соединяя их с центром Земли. Это замок дает возможность энергии Земли подниматься в тело и спокойно покидать его, когда необходимо. Асана с использованием Пада Бандхи налаживает связь «Земля – Человек – Небо – Человек – Земля».
При переносе веса тела на внутренние края стоп уменьшается арка стоп и открывается заднее энергетическое тело, наполняя энергией спину, поясницу, почки и пространство между лопаток. При переносе веса тела на внешние края стоп усиливается прогиб в пояснице, спина теряет энергию, и заднее энергетическое тело угнетается, тогда как фронтальное энергетическое тело, наоборот, раскрывается и наполняется энергией, особенно область сердечного центра. Можно поэкспериментировать с переносом тела на разные части стоп в зависимости от желаемого эффекта, однако всегда нужно стараться распределять вес равномерно по всей подошве стоп, без перекоса на их внешние или внутренние края для гармоничной и сбалансированной работы фронтального и заднего энергетических тел и одновременной активации их обоих.
Тогда Пада Чакры раскрываются навстречу Земле. Благодаря работе стоп активизируются нервные окончания в ногах, оживает поток энергии в арках стоп и суставах каждого пальца.
Ха-Пада-Бандха – на вдохе необходимо потянуть арки стоп вверх и визуализировать как энергия поднимается из ядра Земли через стопы вверх, по ногам в тело до самой макушки. Вытягивать позвоночник вверх и одновременно с этим прижимать стопы к Земле. Точка концентрации – макушка головы и ее раскрытие.
Тха-Пада-Бандха – на выдохе необходимо опустить энергопоток по позвоночнику вниз, направив выдох через укорененные стопы обратно в Землю.
Использование Бандх, в особенности Пада Бандхи, – позволяет контролировать все разнообразные части физического тела. Органы, мышцы, нервы и физические процессы подвергаются массажу, стимуляции и подчиняются воле практикующего. Физическое сокращение или напряжение, в свою очередь, оказывает значительное влияние на психическое (праническое) тело. Происходят перенаправление или даже остановка потоков праны, постоянно текущих через наше тонкое тело. Это непосредственно воздействует на ум. Все тело и ум приходят в состояние покоя и Делаются восприимчивыми к более высоким состояниям осознания. Такова сила бандх, когда они доведены до совершенства.
Работа студентки Московского Университета Йоги Александры Сокол
Углубить свои знания о йоге вы можете на курсе подготовки профессиональных преподавателей йоги