Цель работы: проведение исследований по влиянию пранаям и прана-вьяям: капалабхати, брамари, нади шодхана на организм человека.
Введение. Сегодня йога очень популярна во всем мире. Если раньше люди знали о йоге, только с точки зрения определенных физических нагрузок, то сейчас хотят идти дальше по ступеням изучения йоги. А пранаяма, как раз и является одной из ступеней в освоении йоги. Что же такое пранаяма? Я бы сказала, на обывательском языке, что это искусство дышать и дышать правильно, что немаловажно. Дышать правильно, улучшая свое состояние, здоровье и настроение. Распределяя по своему организму энергию (прану) и направляя ее в необходимые нам области. В различных статьях говорится о пользе пранаямы, и что она влияет на определенные органы человека, принося пользу здоровью. Однако исследований на эту тему немного. Поэтому мы и проводим данное исследование. Но перед практической частью, стоит немного осветить и теоретическую.
Теория и техника пранаям: капалабхати, брамари, нади шодхана.
Существует три типа дыхания: верхнее (ключичное), среднее (межреберное), нижнее (диафрагмальное). Когда мы нервничаем, то дышим верхней частью легких, так же дышат и женщины . Это самый непродуктивный тип дыхания: требуя максимальных усилий, он оказывает минимум пользы. Среднее дыхание, это когда работают мышцы нижних ребер, расширяя грудную клетку, воздух наполняет среднюю часть легких. При диафрагмальном дыхании, получается что-то типа поршня, вдох, и диафрагма опускается, воздух наполняет легкие, потом выдох, она расслабляется и поднимается, воздух уходит, получается хороший массаж внутренних органов. Для того чтобы тело и мозг получали максимальную пользу, необходимо дышать всей грудной клеткой — от диафрагмы до ключиц. Как раз этому и учит йога, при постоянной дыхательной практике. Если разобрать пранаяму по частям, то получается она состоит из вдоха(пураки), выдоха (речаки) и задержки дыхания(кумбхаки), причем задержка может быть, как после вдоха, так и после выдоха. При вдохе, у нас сокращаются мышцы, и мы вдыхаем кислород, обогащая наш организм кислородом, при этом диафрагма не дергается, этот процесс происходит плавно. При выдохе мы избавляемся от токсинов, выдыхая углекислый газ, тоже плавно и без напряжения, начиная выдох с верхней части грудной клетки и заканчивая областью ниже пупка. При задержке дыхания мы распределяем энергию равномерно по всему организму. Задержка должна быть без напряжения и комфортной. Пранаяма должна проходить в состоянии комфорта и отсутствием насилия над своим организмом. Поэтому, чтобы практиковать пранаяму, нужно соблюсти определенные моменты, такие как: помещение должно быть хорошо проветренным, лучше, если это будет происходить на улице, в идеале на берегу моря или в горах. Лучшее время для практики, это раннее утро, перед восходом солнца, или вечером, после его заката. Положение должно быть комфортным и устойчивым, главным образом для позвоночника, идеальная асана для пранаямы – это падмасана, но и подойдут и иные комфортные асаны для позвоночника, например, Сиддхасасна, Сукхасана . Глаза должны быть закрыты, а внимание обращено внутрь себя. Приступать к пранаяме лучше на голодный желудок, и желательно, после проведения шаткармы носовых проходов.
Существует много видов пранаям, я их описывала в своем реферате, поэтому на их классификации останавливаться не буду. Опишу три вида, которые необходимы для нашей исследовательской работы, это: капалабхати, браммари и нади шодхана.
Капалабхати представляет собой одновременно и Шаткарму – очистительную процедуру, и Пранаяму – дыхательную технику. Во-время капалабхати обогащаются кислородом клетки мозга, укрепляется нервная система, прочищается и укрепляется носовой проход, легкие и другие органы дыхания. Капалабхати очень хороша для успокоения ума, и прекрасное средство для подготовки к медитации. Противопоказаниями являются: сердечно-сосудистые заболевания, высокое кровяное давление, беременность, менструация, язва желудка, полный живот. Делать лучше с утра, т.к. считается, что эта практика активизирует мозг, также капалабхати – это разогревающая пранаяма. Чтобы освоить Капалабхати, необходимо научится «дышать животом»: на вдохе надуваем живот, на выдохе, подтягиваем к позвоночнику. Затем на выдохе делаем движение брюшной стенкой более активным — получится активный выдох. Расслабляем брюшную стенку, и воздух сам войдет в легкие — так получится пассивный вдох. Потом пробуем увеличить темп. Если получается, принимаем удобное положение, одну из вышеперечисленных асан для пранаямы. Закрываем глаза и собираем внимание в межбровье. Делаем частые и резкие выдохи через нос: выдох активный, вдох — пассивный. Мы словно выталкиваем воздух животом снизу вверх, прочищая голову и все дыхательные каналы носоглотки. В нашем случае мы сделаем 50 циклов, и на вдохе задержим дыхание на комфортное для нас время. Затем повторим еще два раза с таким же количеством циклов, и опять на вдохе задержим дыхание.
Брамари пранаяма («жужжание пчелы») называется так, потому что во время ее выполнения мы произносим звук, похожий на жужжание пчелы. Та вибрация, которую мы образуем, успокаивает сознание и нервную систему. Эта пранаяма – больше медитативная. Принимаем удобное для нас положение, закрываем уши, глаза и рот (зубы не сжимаем), делаем вдох и в течение всего выдоха произносим звуках « а у м », пока не кончится воздух. Во время выполнения, пытаемся сконцентрироваться на звуках « а у м ». Делаем 10 циклов. Эта практика оказывает успокаивающий эффект на нервную систему, уходит бессонница, снижается кровяное давление, практика полезна при любых психических расстройствах, так как она снимает стресс и напряжение. Способствует лечению заболеваний горла и астмы, готовит к медитации. Рекомендуется при беременности. Иногда, брамари называют «массаж мозга», позволяет ощутить в голове приятную пустоту. Противопоказаниями являются: инфекции ушей, нельзя выполнять в положении лежа. Можно делать перед сном, чтобы успокоиться и легче заснуть.
Нади шодхана пранаяма. Данная пранаяма предназначена для очищения энергетических каналов. Если следовать технике Айенгара, то задержка делается только после вдоха, тогда выдох плавно переходит в следующий вдох. Обе ноздри действуют попеременно: вдох справа, задержка, выдох слева. В пропорции среднее звено увеличивается точно так же: сначала 18:18:18, затем 18:24:18 и, наконец, 18:30:18. Сидя в одной из названных выше асан, мы вдыхаем через левую ноздрю, задерживаем дыхание, на комфортное для нас время, а затем выдыхаем через правую ноздрю. Затем, вдыхая через правую ноздрю, выполняем задержку дыхания, как и ранее, а затем полностью выдыхаем через левую ноздрю. Вдыхать нужно через ту же ноздрю, через которую делался выдох медленно и без усилий. За одно занятие выполняется 10 циклов. Нади Шодхана способствует тому, что тонизируются кровеносные сосуды, вены и артерии, повышаются жизненные силы, устраняется стресс и тревожность, она помогает при бессоннице. Развивается спокойствие, ясность мысли и концентрация. Если появляется хоть малейшее раздражение, нужно прекратить практику пранаямы. Лучше выполнять практику с утра.
Гипотеза исследования: согласно существующим источникам, в результате исследования мы должны получить следующие результаты: капалабхати – повышение кровяного давления и частоты сердечных сокращений, активация симпатической вегетативной нервной системы, улучшение памяти и концентрации внимания. Брамари – активация парасимпатической нервной системы, понижение кровяного давления и частоты сердечных сокращений, снятие стресса и нервного напряжения. Нади шодхана пранаяма – активация парасимпатической нервной системы, понижение кровяного давления и частоты сердечных сокращений, снятие стресса, нервного напряжения, ясность мысли и улучшение концентрации. ПРОВЕРИМ НАСКОЛЬКО ЭТО ПОДТВЕРДИТСЯ!
Описание исследования
В исследовании приняли участие 3 человека в возрасте от 35 до 42 лет, разного пола и с опытом занятий йогой не менее одного года. Выполнение пранаям, происходило в разное время с перерывом между ними.
Действия, производимые участниками в ходе исследования:
Капалабхати пранаяма.
1. Измерение артериального давления и пульса до исследования
2. Выполнение капалабхати в следующем режиме: Садимся в сукхасану. Глаза закрыты. Делаем носом частые и резкие выдохи через нос: выдох активный, вдох — пассивный. Выполняем 50 циклов, и на вдохе задерживаем дыхание на комфортное время. Три подхода по 50 раз.
3. Измерение артериального давления и пульса после исследования.
4. Сравнение результатов.
Брамари пранаяма.
1. Измерение артериального давления и пульса до исследования.
2. Выполнение брамари в следующем режиме: Садимся в сукхасану. Закрываем уши, глаза и рот (зубы не сжимаем), делаем вдох и в течение всего выдоха произносим звуки «а у м», пока не кончится воздух. Во время выполнения, пытаемся сконцентрироваться на этих звуках. Делаем 10 циклов. Во-время 3-4х завершающих циклов начинаем простукивать грудную клетку сначала пальцами, потом ладонями.
3. Измерение артериального давления и пульса после исследования.
4. Сравнение результатов.
Нади Шодхана пранаяма.
1. Измерение артериального давления и пульса до исследования.
2. Выполнение нади шодхана в следующем режиме: Садимся в сукхасану. Закрываем глаза и вдыхаем через левую ноздрю, задерживаем дыхание, на комфортное для нас время, а затем выдыхаем через правую ноздрю. Затем, вдыхая через правую ноздрю, выполняем задержку дыхания, как и ранее, а затем полностью выдыхаем через левую ноздрю. Вдыхать нужно через ту же ноздрю, через которую делался выдох медленно и без усилий. За одно занятие выполняется 10 циклов.
3. Измерение артериального давления и пульса после исследования.
4. Сравнение результатов.
РЕЗУЛЬТАТЫ:
Выводы:
В результате исследований практики пранаямы наблюдается:
1. Капалабхати – у большинства испытуемых при проведении исследования было отмечено незначительное, но явное повышение как систолического, так и диастолического давления, повышение пульса тоже незначительное. Показатели после окончания упражнения пришли к нормальной отметке в течение одной минуты.
Практика Капалабхати приводит к активации симпатической нервной системы – незначительно повышается частота сердечных сокращений и кровяное давление.
2. Брамари – у большинства испытуемых при проведении исследования было отмечено как незначительное повышение систолического и диастолического давления, так и незначительное понижение систолического и диастолического давления , повышение пульса тоже незначительное. В общем, состояние испытуемого без особых изменений в сторону парасимпатики или симпатики. Практика Брамари приводит к незначительной активизации парасимпатической нервной системы .
3. Нади Шодхана – У большинства испытуемых при проведении исследования было отмечено, так же, как и в предыдущей пранаяме очень незначительное повышение как систолического, так и диастолического давления. Практика Нади Шодхана приводит к незначительной активизации парасимпатической нервной системы .
Общее заключение: При проведении исследования, из результатов очевидно, что практика Капалабхати более активно повышает кровяное давление и частоту сердечных ударов, в то время , как Брамари и Нади Шодхана мягко активизируют парасимпатическую нервную систему.
Исследование выполнила студентка курса обучения преподавателей йоги Мустафина Юлия