Практическая работа в рамках курса подготовки профессиональных преподавателей йоги.
Введение.
Когда мне было 12 лет, на одном из уроков физкультуры в школе я получила травму: смещение межпозвоночного диска между 3 и 4 шейными позвонками. Просто выполняя привычное упражнение для любого школьника “березка”, слишком резко и, видимо, неправильно перенеся вес на плечи и шею. Ощущение было не из приятных, преподаватель тут же травму ликвидировал, однако интерес к этому упражнению исчез надолго.
Спустя некоторое время, столкнувшись с Саламба Сарвангасаной в йоге, я долгое время с недоверием и осторожностью её выполняла. А вот когда все стало легко и уверенно получаться, страх пропал и возник интерес: что с нами происходит, когда мир переворачивается с ног на голову? ( в хатха йоге довольно большое количество перевернутых асан ) Как работают в таком положении все системы нашего организма? Можно ли расслабиться в таком положении и чувствовать себя так же уверенно, как на ногах? За счет чего наше состояние меняется на физиологическом и психологической планах, когда мы возвращаем после тело в привычное ему положение? Как выяснилось, все эти вопросы интересовали не только меня, как дилетанта, но и огромное количество ученых, подходивших к изучению с помощью экспериментов и наблюдений.
Основная часть.
В связи с ростом интереса всего мира к науке под названием хатха йога, исследования проводятся на сегодняшний день по огромному ряду вопросов влияния йоги на физику и психику человека: на его суставную систему, на нервную регуляцию, на органы чувств, на дыхательную систему и пр.
То, что асаны хатха йоги влияют на психологическое и физическое здоровье человека на сегодняшний день неоспоримо, актуальным же для меня , как для будущего преподавателя йоги, является необходимость собственного исследования такого вопроса, как регуляция с помощью асаны Саламба Сарвангасана хронических повышения и понижения кровяного давления испытуемых, поскольку его нестабильность, ( то есть завышенный или заниженный тонус вегетативной системы организма) является одним из наиболее распространенных заболеваний на сегодняшний день. Существует мнение, что Сарвангасана способна регулировать повышенное кровяное давление у практикующих, нормализуя пульс и вегетативный тонус системы в сторону его снижения. Попробуем это подтвердить или же опровергнуть в ходе нашего исследования.
Практическая значимость работы.
Объектом исследования было упражнение древней оздоровительной системы (хатха-йоги) с известными физиологическим механизмом, терапевтический эффект которого мы и постараемся изучить. Задача исследования – оценить изменения диастолической функции сердца по скоростным параметрам потока крови в условиях повышенной преднагрузки сосудов системы объемом крови.
Методы и материалы.
Были исследованы 4 физически здоровых лица, занимающихся спортом (2 мужчин и 1 женщина возраст от 24 до 29 лет), но не занимающиеся практикой йоги, а так же 1 женщина 25 лет, которая практикует занятия хатха-йогой регулярно в течении 1,5 лет. Статистические измерения давления проводились в течении 10 дней. Замер проводился до выполнения упражнения в состоянии покоя, во временном промежуткеот 2 до 5минут после выполнения упражнения 1 раза в день в вечернее времяс 21 до 23 часов, а так же в течении дня один раз для оценки общего самочувствия испытуемых и его динамики на протяжении всего исследования. На протяжении исследования соблюдался единый график сна для всех испытуемых.
Опытные данные.
Среднестатистические данные испытуемых, не занимающихся йогой регулярно, а так же лица, практикующего занятия йогой постоянно, где S – верхняя граница давления, D- нижняя граница давления , P – количество ударов сердца за 1 минуту, то есть пульс, Vi – вегетативный индекс, свидетельствующий о переходе вегетативной системы в симпатику или парасимпатику, определяющийся по формуле Vi=1-(D/P). Время пребывания в асане с 1 по 9 – 3 минуты, 10 день эксперимента – 4 минуты.
День первый
Среднестатистический дневной показатель давления у лиц, не занимающихся регулярно хатха йогой время замера14-16 часов
S = 130 D = 82 P = 87 данные Vi = 0,06>1, что свидетельствует о симпатическом вегетативном тонусе всего организма
Вечерние часы с 21 до 23
1) Замер давления у группы лиц, не занимающихся практикой йоги
До выполнения асаны Сарвангасана в состоянии покоя
При S = 121 D = 83 P = 72 данные Vi = -0,15<1 что свидетельствует о парасимпатической работе систем организма После выполнения асаны Сарвангасана ПриS = 124 D = 76 P = 89 данные Vi = 0,146>1 что свидетельствует о резком переходе нетренированного организма в симпатический режим, и является реакцией на микро стрессовую ситуацию для сосудов системы кровообращения
2) Замер давление у испытуемого, регулярно практикующего занятия йогой
До выполнения асаны Сарвангасана в состоянии покоя
При S = 115 D = 75 P = 70 данные Vi = -0,07<1 что свидетельствует о парасимпатической работе систем организма После выполнения асаны Сарвангасана При S = 117 D = 75 P = 73 данные Vi = 0,02>1 что свидетельствует о переходе организма в легкий симпатический вегетативный тонус, а также о приближению к состоянию аутонии, те балансу колебаний вегетативного давления
Второй день – четвертый день
Дни объединены по причине наблюдения у лиц, не занимающихся практикой асаны регулярно, сходной динамики изменения давления как в состоянии покоя, в течении всего дня, так и после выполнения асаны.
Среднестатистический дневной показатель давления у лиц, не занимающихся регулярно хатха йогой время замера14-16 часов
S = 127 D = 80 P = 86 данные Vi = 0,07>1, что свидетельствует о симпатическом вегетативном тонусе всего организма
Вечерние часы с 21 до 23
1)Замер давления у группы лиц, не занимающихся практикой йоги
До выполнения асаны Сарвангасана в состоянии покоя
При S = 128 D = 88 P = 70 данные Vi = -0,25 <1 что свидетельствует о парасимпатической работе систем организма После выполнения асаны Сарвангасана При S = 140 D = 89 P = 90 данные Vi = 0,06 >1 что свидетельствует о сокращении дистанции между крайними точками на оси вегетативного индекса относительно нуля, как устойчивого положения и состояния аутонии.
Сохраняется переход нетренированного организма в симпатический режим, что является реакцией на микро стрессовую ситуацию для сосудов системы кровообращения
Нужно отметить, что по сравнению с первым днем, сердечно-сосудистая система всех испытуемых более резко реагировала на изменение физиологического положения тела резким скачком границы систолического давления, однако общая картина свидетельствует о приведении перехода из одного вегетативного состояние в другое к балансу (где Vi=0), ввиду уменьшения колебаний крайних границ замеров.
2)Замер давления у испытуемого, регулярно практикующего занятия йогой не менял существенно своих показателей на протяжении последующего экспериментального периода со 2 по 10 день, когда непосредственно при выполнении упражнения осуществлялась работа с телом и дыханием: концентрация “вдох-выдох”, удлинение выдоха относительно вдоха в пропорции 1:2, максимальное расслабление мышц всего тела.
До выполнения асаны Сарвангасана в состоянии покоя
При S = 116 D = 73 P = 68 данные Vi = -0,07 <1 что свидетельствует о парасимпатической работе систем организма, приближающейся к состоянию аутонии в спокойном режиме После выполнения асаны Сарвангасана При S = 118 D = 71,5 P = 72 данные Vi = 0,006 >1 что свидетельствует о максимальном приближении к аутоническому состоянию вегетативной системы данного организма.
Пятый день – девятый день
Дни объединены по причине наблюдения у лиц, не занимающихся практикой асаны регулярно, сходной динамики изменения давления как в состоянии покоя, в течении всего дня, так и после выполнения асаны.
Среднестатистический дневной показатель давления у лиц, не занимающихся регулярно хатха йогой: время замера14-16 часов
S = 125 D = 81 P = 80 данные Vi = – 0,01<1, что свидетельствует о парасимпатическом вегетативном тонусе всего организма, который сохранялся более или менее стабильно в течении дня до конца эксперимента, как показали измерения.
Вечерние часыс 21 до 23
До выполнения асаны Сарвангасана
При S = 118 D = 85 P = 72 данные Vi = -0,18 <1 что свидетельствует о парасимпатической работе систем организма После выполнения асаны Сарвангасана При S = 130 D = 86 P = 88 данные Vi = 0,033 >1 что свидетельствует о плавном переходе нетренированного организма в симпатический режим, и является реакцией на выполнение упражнения стойки на плечах в более расслабленном режиме, чем это происходило в период с 1 по 4 дни.
Наблюдается прогресс процесса сокращения дистанции между крайними точками на оси вегетативного индекса относительно нуля, как устойчивого положения и приближение к состоянию аутонии.
Десятый день
Вечерние часыс 21 до 23
До выполнения асаны Сарвангасана
При S = 116 D = 79 P = 69 данные Vi = -0,14 <1 что свидетельствует о парасимпатической работе систем организма После выполнения асаны Сарвангасана, в ходе которой были использованы приёмы наблюдения за дыханием, удлинения дыхания и осознания дыхания, а так же попытка мышечного расслабления тела. При S = 121 D = 75 P = 77 данные Vi = 0,026 >1 что свидетельствует о мягком переходе в легкий тонус симпатической системы и приближению организма к состоянию вегетативного баланса – состоянию аутонии.
Замер давления в течении последующих 15 минут после выполнения асаны сарвангасана и её компенсаторной техники матиасана показал следующие результаты:
S = 113 D = 72 P= 66 данные Vi= -0,09>1 что свидетельствует о снижении тонуса вегетативной системы по принципу вегетативного маятника, когда необходимый эффект по изменению давления наблюдается в ходе возвратной динамики организма, стремящегося к балансу системы.
Обсуждение и анализ результатов.
Из проведенного краткосрочного исследования можно сделать следующие выводы: у лиц, не практикующих постоянно занятия хатха-йогой, но ведущих спортивный образ жизни, и чувствующих свое тело на определенном уровне, наблюдается в целом положительная динамика отклика организма на регулярное выполнение статического “перевёрнутого” положения тела – Саламба Сарвангасана, о чем свидетельствует общее снижение частоты пульса, улучшение общего самочувствия, общая нормализация давления в течении всего дня. Однако эксперимент также показал, что при правильном использовании методик дыхания йоги, нужный эффект достигается быстрее и дает более длительный эффект. Эксперимент так же продемонстрировал наглядно, что человек, регулярно занимающийсяхатха-йогой с применением техник дыхания, способен находиться в относительно стабильным вегетативном состоянии как в течении всего дня, так и после выполнения йога-асан, лишь с незначительными колебаниями пульса и границ давления. Это позволяет всем системам организма повысить общую сопротивляемость стрессам из вне, а самому человеку быть независимым на писхолгическом уровне от резко изменяющихся условий окружающего мира и событий, то есть стабилизировать психику и ум.
Независимые исследования.
Углубляясь в тему, обратимся к наблюдениям, проводимым в научных условиях. Эксперименты, проводимые различными исследователями в лабораториях, оснащенных современным оборудованием, показывают, что процедуры хатха йоги оказывают положительное влияние на физическое состояние человека и способны поддерживать здоровье. Учёные проводили измерение различных параметров и сравнивали результаты с аналогичными измерениями после обычных физических упражнений. Приведу некоторые примеры исследований, в числе которых есть и исследование асаны Саламба Сарвангасана.
Доктор Удупта из Варанаси получил хорошие результаты использования йогатерапии в случаях тиреотосикозов; сарвангасана и матсиасана в 20 случаях тиреотоксикоза привели к улучшению состояния, а именно: уменьшение частоты пульса, снижение нервозности, нормализация веса тела, сна и функции щитовидной железы.
Доктор Мелкот наблюдал положительное влияния йогатерапии на больных псориазом.
Доктор Чарот из Лонавалы изучал йогатерапию в случаях ожирения. 24 мужчины и 19 женщин, страдающих ожирением, прошли курс йогатерапии, выполняя асаны, бандхи, мудры и пранаямы. Проводились измерения слоя подкожного жира щипковым методом. Результаты измерений показали значительное уменьшение подкожного жира, как у мужчин, так и у женщин. У женщин, однако, наблюдалось более значительное уменьшение подкожного жира.Подводя итоги этого исследования, доктор Чарот сказал: “Полученные результаты говорят о пользе йогических упражнений и должны стать базовыми в программе физического оздоровления и преподаваться в школах”.
Общие выводы
Согласно результатам проведенных исследований, наилучшее воздействие йогатерапия оказывает на болезни, по большей части зависящие от состояния ума и на стрессовые состояния. Эти болезни могут быть психическими, сердечно-сосудистыми, желудочно-кишечными или аллергическими. Под воздействием длительного психологического или физического стресса в первую очередь начинают страдать наиболее чувствительные органы, в частности сердце.
Регулярные занятия йогой способствуют профилактике физического и ментального здоровья, предотвращают психосоматические нарушения, стабилизируют психику, дают возможность практикующему управлять своим телом, дыханием, состоянием разума и их сознательным изменением.
Проведенный эксперимент подтвердил существующее мнение о том, что асана Сарвангасана способна регулировать повышенное давление у практикующих, нормализуя пульс и вегетативный тонус системы, однако, для того чтобы достичь этого эффекта, необходима определенная физическая подготовка тела, что достигается работой в более простых асанах, а так же работа с дыханием и расслабление в асане. В противном случае, давление может быть повышено. Регулярность и точность выполнения, а так же верные инструкции необходимы при использовании йога асан в лечебных целях, то есть при йога-терапии.
В заключение скажу следующее: для обретения физического здоровья и его поддержания, психологического баланса и стрессоустойчивости, развития контроля ума и сознания, необходимо заниматься йогой. И заниматься регулярно. Разница в том, что у каждого “своя”йога, в каком-то смысле: это может быть и йога-терапия, и медитативные практики, и динамичная аштанга виньяса йога.
Йога же в глобальном понимании, как наука, нуждается во всевозможной пропаганде, хотя бы с точки зрения ведения здорового образа жизни и регулятора физиологического здоровья человека.
Выпускница преподавательского курса по йоге 2013, Василиса Комарова.